Экспедиция занимается обследованием мест российского присутствия на Гавайских островах. Руководитель экспедиции, Герой России Михаил Георгиевич Малахов передает с маршрута:
"2017 год - это особый год для Российской истории. Сто пятьдесят лет назад Россия продала свою крупнейшую колонию, Русскую Америку, Соединённым Штатам. Напомню, что в состав Русской Америки входили: полуостров Аляска, Алеутские, Курильские и Командорские острова, Сахалин, низовья Амура, а также север Калифорнии. Но мало кто знает, что Русская Америка оставила свой след даже на Гавайских островах!
После того, как наша команда провела девять успешных экспедиций, по местам русских первопроходцев Русской Америки, мы не могли не отметить этот год особой экспедицией.Летом 2017 года Рязанское областное отделение Русского географического общества проводит сразу два экспедиционных проекта, оба по следам российских первопроходцев в местах, где осуществляла свою работу Российско-Американская компания, и которые с полным правом можно назвать Русской Америкой.
Малоизвестная гавайская страница истории Русской Америки связана с попытками россиян утвердиться на Гавайских островах, организовать здесь колонию, а может быть и получить в собственность Российской империи какую-то часть островов Гавайского архипелага.
История, исследованием которой мы занимаемся, берет своё начало в 1804 году, во время первой русской кругосветной экспедиции под руководством И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского, когда их экипажи, перед заходом на Дальний восток и Аляску, пристали к берегам Гавайских островов. Участники экспедиции сделали вывод, что Гавайские острова могли бы стать одной из баз для снабжения продовольствием российских кораблей, совершающих плавание в Тихом океане, или плывущих в направлении Русской Америки, а также снабжать население Аляски и Алеутских островов, Камчатки, Охотска и Сахалина.
Это была великолепная и очень логичная идея – всего две с половиной недели пути, на морских судах того времени, от Гавайев до Дальнего востока, или до российских колоний на Аляске. Этот путь в разы проще, чем перевозка продуктов и прочего необходимого из центральной России, через Сибирь.
В этом и заключался смысл первой кругосветной русской экспедиции – проверить такую возможность.
Тогда же, капитан «Невы», Ю.Ф. Лисянский, предложил руководителю Российско-Американской компании А.А. Баранову идею о том, что Гавайи – это великолепное место для обоснования на них российских продовольственных баз.
Только в 1815 году была предпринята целенаправленная попытка русских закрепиться на Гавайях. Во главе этого проекта, подготовленного и А.А. Барановым, и согласованного с руководством Российско-Американской компании, стоял врач, натуралист Егор Николаевич Шеффер – русский доктор немецкого происхождения.
Прибыв на острова, в ноябре 1815 года, доктор Шеффер разворачивает бурную деятельность, в результате которой король северных островов Комуали обращается к императору России Александру Первому с просьбой о присоединении его островов к Российской империи.
Перед началом экспедиции мы задавали себе вопросы: что, из истории того времени, сохранилось на островах по сей день? Знают ли современные жители Гавайев о том, что их территория едва не стала Россией? Именно на эти вопросы мы попытаемся ответить во время нашей двухнедельной экспедиции по Гавайскому архипелагу, подготовленной Рязанским областным отделением Русского географического общества и при поддержке группы компаний «Барс». Экспедиция проходит под историческим флагом Русской Америки.
В состав нашей экспедиции входит девять человек, все жители Рязани. Экспедиция стартовала 2-го июля с самой южной оконечности Большого острова, крупнейшего острова архипелага. В столице острова, городе Хило, очень удобная гавань, куда и причалила яхта «Саваж». Именно на этой яхте несколько лет назад мы совершили экспедицию по Алеутским островам, разыскивая следы первой православной миссии. Тогда нам удалось вернуть на родину, в Рязанскую область, прославленное имя одного из её уроженцев – Германа Аляскинского. По результатам той экспедиции организована фотовыставка и практически закончен документальный фильм, посвящённый первому православному святому Северной Америки – преподобному Герману.
2 июля мы отправляемся вокруг Большого острова. Первая точка, которая нас интересует находится на южном берегу этого острова, именно эти места, в июне 1804 года, Крузенштерн и Лисянский увидели первыми из всех Гавайских берегов.
Местные жители почти двое суток не решались вступать в торги с россиянами, экспедиция остро нуждалась в продуктах питания и пресной воде. Спешащий на Камчатку, а потом на Японские острова, И.Ф. Крузенштерн был вынужден отказаться от идеи пополнения запасов своего экипажа и прямиком, обогнув южную оконечность Большого острова, направился по дальнейшему маршруту своей экспедиции.
Ю.Ф. Лисянский, напротив, проявил упорство в попытках установления контакта с местным населением. И удача ему улыбнулась - уже на следующий день, после отплытия своего коллеги, Лисянский попадает в бухту, в которой находилась одна из резиденций короля Камеамеа Первого, правившего большей частью островов Гавайского архипелага.
В тот момент короля не было в резиденции, но местные жители проявили гостеприимство и заполнили трюмы «Невы» всем необходимым.
После этого Лисянский отправляется на север Гавайского архипелага, где встречается с королём той местности Каумуалии.
Наша задача посетить на Большом острове места, связанные с пребыванием россиян того периода. Поэтому первая точка – это бухта Кеала-кекуа. Живописная и удобная для судов гавань, защищена со всех сторон горами; выход в море расположен на западе. В бухте хороший грунт для закрепления судна на якоре. Большое количество растительности и источников пресной воды. Нам удалось увидеть следы старой деревни и посетить монумент Кука.
Мы не могли не посетить монумент великому путешественнику, погибшему во время своего третьего кругосветного путешествия, но наши мысли всё время возвращались к русским мореплавателям: Ю.Ф. Лисянскому, О.Е. Коцебу, В.М. Головнину – нашему земляку, а также другим путешественникам. Всё чаще размышляем над неординарной и энергичной личностью доктора Е.Н. Шеффера, который начал свою нелёгкую миссию по началу активных попыток присоединения Гавайев к России.
Именно в этой бухте Шеффер встречался с королём Камеамеа Первым, здесь же он начинает проводить ботанические эксперименты и обследование местности на предмет организации сельского хозяйства.
Нужно отметить, что восточная часть Большого острова не очень приспособлена для сельско-хозяйственных целей, и Шеффер продолжает эксперименты на северной оконечности острова в месте, где находилась главная королевская резиденция. Король Каумулалии хорошо принимает Шеффера и велит построить, специально для доктора, три дома из листьев.
Именно отсюда Шеффер совершает восхождения на самую высокую гору в мире. Не удивляйтесь, гора Мауна-Кеа имеет высоту около 10200 метров, она даже выше Эвереста, но все дело в том, что это вулкан, и его подножие находится под водой. Шеффер доходил до границы растительной поверхности, не поднимаясь на безжизненную и скалистую часть вулкана.
Доктор Шеффер делает вывод о том, что почва в восточной и северной частях острова наиболее пригодны для сельского хозяйства. Его предположения полностью оправдались, даже в наше время именно эти регионы наибольшим образом задействованы в сельском хозяйстве штата.
Изучив территорию Большого острова, на котором прошли три с половиной дня, мы отправляемся на остров Мауи - второй по величине остров Гавайского архипелага."
|