Путешественники преодолели уже 300 километров вверх по реке Нушагак. Погода на маршруте последние дни солнечная. Самочувствие членов команды хорошее.
Участник экспедиции, кандидат географических наук Алексей Водорезов рассказал по телефону о фауне тех мест, по которым проходит маршрут.: «Мы видим здесь классическую тайгу, еловую, вдоль рек – с ольхой и березой. Становится понятно, что русские первопроходцы, попавшие сюда, увидели отражение северной части нашей страны. Очень похоже на Камчатку или Чукотку, может быть, даже на Архангельскую область. Конечно, ботаник увидит тонкие различия растительности, зоолог – различия животного мира, но в целом ситуация похожа на Север России.
Колоссальное количество непуганой фауны. Кулики разнообразных видов, которые в Рязанской области спугиваются с расстояния 30-50 метров, здесь подпускают к себе на расстояние 3-4 метров. Можно их фотографировать и изучать. Из встреченных интересных птиц – множество гагар. Стоит остановиться на редчайших видах, занесенных в Международную красную книгу. Мы встречаем огромное количество американских белоголовых орланов. В Рязанской области живет сходный вид – орлан-белохвост, но его осталось всего две пары. Здесь же они попадаются каждые 3-4 километра. Были участки, где новую пару мы видели на каждом километре. Они питаются рыбой, которой здесь тоже очень много.
Вторая птица, которая удивила нас массовостью, - это скопа. В Рязанской области есть город Скопин. Ряд историков утверждает, что его название происходит птицы скопы, которая там обитала. Так это или нет – неизвестно. Но то, что на Рязанщине сейчас одна или две пары скопы – это факт. На Аляске скоп мы встречаем часто. Вчера могли фотографировать их.
Местные жители утверждают, что лет 30-40 назад животных было гораздо больше. Встречались огромные стада олений карибу, иногда сотнями выходивших к рекам. Мы за всю экспедицию пока увидели только одного такого оленя.
На Нушагаке огромное количество бобров. Живьем встретили всего один или два раза, но количество бобровых хаток и плотин на небольших протоках говорит о большой популяции. Также об этом свидетельствуют «вылазки» бобра на берег, выглядящие как небольшие тропинки, спускающиеся к воде. Их мы встречали на некоторых участках буквально через 10-15 метров.
Еще одно интересное млекопитающее – это выдра. Нам встретилась молодежь с мамой. Выдра – довольно редкое и пугливое животное, уплывающее гораздо раньше, чем ее успеваешь заметить.
Из крупных млекопитающих мы только сегодня три раза встречали медведей (а всего за время экспедиции – четыре раза), буквально каждые 5 километров пути. Мы, в частности, застали классическую картину ловли рыбы, которая так часто изображается на фотографиях. Американские телеканалы очень любят снимать подобные сцены на видео и преподносить как редкие ценные кадры. В течении получаса мы наблюдали, как медведь охотился на рыбу, извлек огромного лосося из воды, съел его у нас на глазах, не пугаясь совершенно, а потом спокойно ушел к себе в лес. Постоянно встречаем следы медведей вдоль берегов, т.е. они идут вдоль течения, и мы периодически на них натыкаемся. Мы ушли довольно далеко от последних населенных пунктов и, видимо, здесь зона вспугивания гораздо ближе, животные не боятся.
И, наконец, ихтиофауна. Вчера мы зашли в небольшую протоку, впадающую в Нушагак, шириной метров 15, неглубокую, очень спокойную. И в течение 40 минут наловили 10 форелей. Более того, здесь же, буквально на глазах, плавало огромное количество красных лососей. Рыбалка доставила истинное удовольствие. Вся пойманная рыба пошла на еду, кроме лососей, которые были отпущены, т.к. они еще готовились к процессу икрометания.»
Аудиозапись: http://narod.ru/disk/22030808001/170811.mp3.html
Карта экспедиции:
Экспедиция организована при поддержке Русского географического общества.
|