Экспедиция с большими сложностями преодолела перевал Катмаи. Сейчас путешественники вышли на озеро Рут, откуда начинается последний перенос через озеро Бочарова.
Руководитель экспедиции, Герой России Михаил Георгиевич Малахов рассказал по спутниковому телефону:
«Более недели мы не выходили на связь. И не было новостей об экспедиции «Аляска-2015». На то были веские причины. Мы прошли очень трудный, но очень важный перевал Катмаи, одну из транспортных магистралей, которую использовали русские промышленники для решения своих экономических вопросов доставки мехов из внутренних районов Аляски на побережье и далее в Россию, и путь, который использовали наши первопроходцы для открытия новых территорий Аляски. Я уже рассказывал, что здесь проходили и Василий Малахов, и Корсаковский, и штурман Иван Васильев, и Бочаров. Вот этим маршрутом мы сейчас и проходим. Задача №2 – это перевал Катмаи. Тяжелый получился поход, но все по порядку.
Мы покинули гостеприимный лагерь Брукс Кемп, где, пожалуй, самая большая концентрация медведей в мире. Медведей, привлекаемых неисчислимым количеством лосося. Мы сами видели нерест лосося в местных ручьях. И практически каждый день встречали реальных хозяев этих территорий – бурых медведей.
14 августа мы вышли на маршрут и сразу же попали в совершенно необычное место- Долину десяти тысяч дымов. Это та самая знаменитая долина, где в 1912 году произошло самое мощное в двадцатом столетии извержение вулкана. Территория вокруг оказалась засыпана толстым слоем камней и пепла. Вот через эти засыпанные территории мы и проходили. Для нас впечатление было совершенно фантастическое: мы не на планете Земля, а на планете Марс. По крайней мере, одну из своих стоянок мы так и назвали – Марсовая. Поднимавшийся ветер иногда бросал пыль и песок в глаза, так что просто проходить здесь было неприятно. Так называемые зыбучие пески, которыми нас пугали местные жители и туристы, встретившиеся нам в предыдущие дни, оказались не столь страшны. Мы легко преодолели эту зону. А вот сам перевал оказался гораздо более сложным, чем хотелось бы. Три дня, пока мы шли по перевалу Катмаи, над ним висела туча, которую смело можно назвать грозовой. Когда мы в нее вошли, то оказались среди дождя и сильного встречного ветра. Буквально в считанные минуты мы оказались вымокшими и последующие двое суток так и не смогли обсушиться и обогреться, поскольку ни ветер, ни дождь не позволяли этого сделать. Мы двигались среди камней то в полутьме, то в изредка возникающем просвете, двигались вниз. Движение небезопасное: то среди камней, то по ручью, стекающему с перевала. Но таковы были реальные условия.
Когда мы вышли к долине реки Катмаи в надежде, что все мучения перевала закончились, но это оказалось не так. Приходилось пересекать многочисленные речушки. Иногда пересечение было небезопасным. Однажды один из наших участников оказался просто смыт мощным водным потоком и поплыл вниз вместе со своим многочисленным и дорогостоящим фото- и видеооборудованием. И только спортивная подготовка и сильные руки товарищей помогли ему безопасно выбраться на берег. А последние метры в устье реки Катмаи пришлось двигаться непосредственно по воде, не имея возможности подняться на берега, поросшие густым кустарником. Ручьи перекрывались бобровыми плотинами. Это создавало дополнительные препятствия. И в результате весь этот переход через перевал Катмаи в залив с одноименным названием оказался гораздо тяжелее и продолжительнее, чем нам бы хотелось.
Но сразу хочу успокоить наших родных и близких. Все парни живы и здоровы. Несмотря на тяжелые условия, никто не заболел. Хотя признаемся, что устали, и хотелось бы выспаться. Продукты заканчивались. Осталась буквально одна упаковка гречки. Но сейчас все эти сложности позади. В залив Катмаи к нам прилетел самолет. С ним прибыл наш давний походный товарищ рязанец Лев Сафонов для продолжения маршрута. Мы очень довольны, что на себе испытали реальны условия, которые были каждодневной реальностью для русских промышленников и первопроходцев, которые первыми были в этих местах более двухсот лет назад.
Сейчас мы находимся на озере Рут и готовимся к решению третьей задачи экспедиции 2015 года. Это изучение так называемого Бочаровского перевала в Бристольский залив, который впервые известный навигатор Бочаров прошел в 1791 году. Мы надеемся, что этот отрезок пути будет столь же успешным, как и два предыдущих. Ну а если он будет сложным, то к этому нам не привыкать.»
|