Руководитель
экспедиции Михаил Малахов–старший передает по телефону: «В начале XIX века руководство
Российско-Американской компании озаботилось уменьшением количества мехов,
которое компания вывозила с Аляски. Решение было принято такое: надо проникать
во внутренние районы и вывозить меха оттуда: бобров, оленей, лосей. В общем,
надо было каким-то образом компенсировать убытки компании. Таким образом
родились проекты проникновения русских промышленников и исследователей во
внутренние районы Аляски. Ближайшей точкой явилась река Нушагак, которая впадает в Бристольский залив. Именно
в эти районы было направлено несколько экспедиций, самая знаменитая из них –
под руководством Корсаковского в 1818 году – закончилась тем, что было принято
решение в заливе Нушагак (это само устье реки Нушагак) организовать отдельную
крепость. Ее назвали Ново-Александровский редут. Командиром этого первого в
северных регионах Аляски форта стал Федор Колмаков, в будущем – знаменитый
первопроходец и очень уважаемый в те времена человек.
Нам повезло, что 29 июля нам удалось
побывать самим в этих действительно исторических местах. Мы не стали готовить
наши байдарки, это немножко отклонение от маршрута. Местные жители проявили
инициативу и забросили нас на моторных лодках в деревню с названием Нушагак.
Именно в этом месте был построен в свое время Ново-Александровский редут. Но
название «деревня Нушагак» - это достаточно условное название. На самом деле
постоянного населения здесь нет, да и вообще ничего нет, кроме 40 домиков местных
рыбаков, которые функционируют только в период путины, когда идет лосось.
Мы прибыли в это место в полдень, и первое, что можно было увидеть (вернее, это
было видно уже издалека) – огромный белый православный крест. Он поставлен на
месте церкви, которая была построена впервые в тридцатых годах XIX век. Всего здесь было три церкви. К сожалению, последняя
церковь сгорела лет 20 назад. В местном музее мы видели фотографию этого
ужасного зрелища. В память о том, что на этом месте более ста лет стояла
православная церковь, нынешние жители Диллингхэма (а среди них много людей
верующих, тех, кто посещает православную церковь) решили возвести крест.
Огромный крест, высотой около 10 метров. Приходится только удивляться, как его
смогли сюда поставить. Рядом с этим крестом, чуть наверх, расположено старое
кладбище. Могилы все заброшены, поросли кустарником и травой, поэтому прочитать
какие-то надписи на сохранившихся крестах было практически невозможно. Но
очевидно, что первое русское поселение находилось на этом месте. Про это
говорили нам многие жители и Диллингхэма, и рыбаки, которые здесь, под самим
крестом имеют свои домики и ловят рыбу.
Впечатление очень большое. По пути назад
посетили место старой эскимосской деревни, где сохранились еще следы домов, в
которых жили эскимосы, так называемых «барабор». Они представляют собой
огромные углубления в земле. Эти углубления накрывали костями морских животных,
затягивали шкурами или же забрасывали дерном и землей. Кстати, на старинных
фотографиях (примерно столетней давности) можно было видеть эти достаточно
примитивные жилища.
Вечером встречи с местными жителями
продолжились. На всех самое большое впечатление произвела совместная служба
двух священников: российского отца Макария, участника нашей экспедиции, и местного священника православной церкви отца
Виктора. Очень впечатляющее зрелище. Хотя прихожан было не так много (просто
информация еще не успела дойти), но впечатление было, действительно, глубокое.
А вечером общение продолжилось, и мы посетили дом одного из знатоков истории
этих краев Джерри Либова. Человек с белорусскими корнями и большими познаниями
в истории Бристольского залива. Он живо интересовался нашей экспедицией,
маршрутом и дал несколько ценных советов. Впрочем, советов было много,
поскольку к вечеру о том, что русская экспедиция собирается идти вверх по
Нушагаку, знала почти вся деревня.
Мы стартовали по маршруту 30 июля с
опозданием на полтора дня. Но ни в коей мере не жалеем о том, что посетили достаточно интересное место (кстати,
очень цивилизованное, с современными домами), место, где историю любят, историю
уважают. Уважают, в том числе, тех людей, которые эти места открыли. Я имею
ввиду наших предшественников. »
Аудиозапись: http://narod.ru/disk/20593224001/010811.mp3.html