Участники проекта прошли последний участок маршрута – перенос через озеро Бочарова. Сейчас в лагере Becharof Rapids Camp на реке Эгигик экспедиция ожидает чартерный самолет, который доставит путешественников в Кинг Салмон. А из Кинг Салмона россияне по графику вылетят в Анкоридж.
Руководитель экспедиции, Герой России Михаил Георгиевич Малахов рассказал по спутниковому телефону:
«Из задач экспедиции «Аляска-2015» завершающей у нас было изучение переноса или, по-английски очень хорошее слово, портеджа на озеро Бочарова из Аляскинского залива. В 1791 году только что назначенный управляющий компании Голикова-Шелихова Александр Баранов решил обратить свой взор для поиска мехов на север. Но путь на север полуострова Аляска был непростым. Высокие горы полуострова с одноименным названием, полуострова Аляска, создавали серьезные препятствия для проникновения россиян вглубь неизведанных тогда еще территорий Аляски. Но контакты с местными жителями показали, что они издревле использовали так называемые портеджи, переносы. И было три главных переноса.
Два из них, из залива Илиамна и из залива Катмаи, мы уже осмотрели, поняли их непростой характер. Задача номер три – понять, что собой представляет перенос из залива Портедж на озеро Бочарова. Это озеро носит имя штурмана, которого и направил Баранов для поиска проходов на север. И этот известный российский первопроходец блестяще справился со своей задачей. Не случайно, одно из крупнейших озер Аляски носит его имя, правда, в немножко измененном виде – Becharof lake. Мы должны были изучит перенос из залива Портедж на озеро Рут, а оттуда – протокой на озеро Бочарова. К счастью, все нам удалось сделать. Правда, пройти его в направлении с озера Рут через озеро Саммит, через горы и выйти на побережье Тихого океана в заливе Портедж. Этот перенос оказался тоже тяжелый, как и два предыдущих. Можно представить горные условия, высота – 400 метров, внизу – поросшая кустарником местность. Множество ручьев, часть из которых просто так не перейти, надо организовывать специальные переправы. И мы лишний раз убедились, что это была очень сложная задача – переносы. И не случайно, что наиболее сильный из тех людей, которые осваивали Аляску, могли справиться с этими переносами.
Ну а завершающая часть нашей экспедиции по озеру Бочарова больше напоминала собой отход домой, окончание экспедиции. Но это тоже только поверхностный взгляд. Непростой характер оказался у озера в отличие от предыдущих двух – Илиамны и Накнека, которые мы пересекли достаточно легко. Постоянный западный ветер нагонял волну. В местной авиакомпании Камаи эйр нам сказали: «Мы не сможем направить к вам гидросамолет на озеро Бочарова, там всегда волны». Действительно, мы сами в этом убедились. Пожалуй, из всех водных частей нашей нынешней экспедиции переход по озеру Бочарова (это более 80 км) оказался наиболее сложным. Два раза мы не смогли днем выполнять свою норму. Пришлось идти ночью. Причина – те самые волны. Необычные совершенно ночной сплав по озеру. Несколько раз наши лодки тыкались в камни, которые у берегов озера присутствуют в большом количестве. Несколько раз мы садились на мели. Но в конце концов все-таки достигли той точки маршрута, откуда воды реки Эгигик, вытекающей из озера Бочарова, направляются уже в Бристольский залив. »
|