Первыми колонистами острова Кодьяк были альютики, которые являются близкими родственниками эскимосов побережья Берингова моря. Попав сюда около 4-х тысяч лет назад, они прочно заняли эту территорию и жили в полной гармонии с природой. Все, что нужно было для жизни, они нашли здесь: воды, богатые рыбой, нерпой, китами, морскими львами и земли, полные ягод, птиц и животных. Но с конца 18-го столетия с приходом русских промышленников жизнь альютиков сильно изменилась. Русские принесли с собой новые орудия труда, одежду, еду, православие, что облегчило жизнь коренных жителей острова. С другой стороны это стало процессом потери собственной уникальной национальной культуры. На берега залива Чиниак русские пришельцы оказались в конце лета 1784 года и развернули здесь активную хозяйственную деятельность. За короткое время было построено селение Павловское, которое имело всю необходимую инфрастуру того времени: жилые дома для русских и альютиков, хозяйственные постройки: причал, склады, баню, мельницу, кирпичные заводы, школу, церковь, верфь для строительства небольших судов. На местных склонах с изумрудной зеленью впервые стали ходить русские буренки, появились засеянные пшеницей поля и огороды с привычной для россиян картошкой и зеленью. В ключевых гаванях острова появились промысловые артели. Их насчитывалось около двух десятков.
Это уже был целый хозяйственный комплекс. И не случайно на несколько лет селение Павловское превратилось в первую столицу Русской Америки.
С уменьшением количества морского зверя центр российской колонии переместился на юг, в Ситхинскую гавань. Но значение селения Павловского оставалось огромным вплоть до продажи Аляски США в 1867 году. Около 70 лет хозяйствовали россияне на этой земле, но вот уже почти 150 лет современные жители Кодьяка хранят память о тех временах. Мы вышли из самолета в местном аэропорту и слегка опешили. Хор молодых людей в зале прилета исполнял здравицу на русском языке. Даже когда стало ясно, что так встречали не нашу экспедицию, а местных священников, мы не разочаровались. Первая же улица, на которую мы вырулили из аэропорта, оказалось шоссе, носящее имя Резанова ( сразу вспомнились Юнона и Авось). Вообще, названия в поселке содержат много чего из русской истории. Гавани святого Павла и святого Германа, заливы Монашка, Бабий и Мельница ( там действительно работала настоящая мельница ), острова Лесной, Еловый, Клубника, улицы Шелихова и Кашеварова.
Конечно, невозможно не посетить музей Баранова. Он расположен в самом старом здании города, которое действительно было построено во времена правления Александра Баранова. Внутри – огромные еловые бревна и экспонаты из истории Русской Америки. Их немного, но есть подлинные. Здесь же – современный магазинчик с русскими сувенирами, которых несравненно больше, чем исторических артефактов.Конечно, хотелось бы большего, но уж что есть, и то хорошо. Посмотрели журнал посетителей – очень много. Толстый журнал заполнен почти полностью, и это только за последние два года. Интересуются американцы своей русской историей.
Ну и, конечно, русская православная церковь, одна из самых старых на всей Аляске. Здесь же семинария и большой церковный архив.
Для относительно небольшого современного городка ( проживают около 10 тысяч жителей) такой перечень российского наследия Аляски впечатляет. Есть здесь что-то, что толкает людей бережно хранить свою историю. И лишнее тому подтверждение, что два ведущих знатока истории Русской Америки Лидия Блек и Свен Шаакаасон – жители Кодьяка. Сама обстановка помогала им в кропотливой работе по сохранению исторической памяти.
Все-таки правильно мы сделали, что начали экспедицию по следам русских первопроходцев Алеутских островов с крупнейшего – острова Кодьяк. Очень русский остров.
Михаил Малахов, остров Кодьяк (Аляска, США)
26 июля 2013г.
|