16 марта в Рязанском музее путешественников открылась выставка рязанского художника Максимильяна Преснякова «Палитра Северного меридиана». На экспозиции были представлены 48 работ живописи и графики, сделанные художником во время экспедиции «Полярная дуга. Шпицберген - 2014». Кроме того, зрителям представилась возможность увидеть 4 работы художника-любителя Юлии Ершовой, тоже участницы экспедиции, и шпицбергенские фотографии В.А.Мазаева.
В 2014 году участники Рязанского областного отделения Русского географического общества под руководством Михаила Малахова совершили экспедицию «Полярная дуга. Шпицберген – 2014». В течение двух месяцев 2014 года команда Русского географического общества прошла пешком и на яхте по островам, проливам, ледникам, горам и тундре архипелага Свальбард более 3000 км. Было совершено 25 высадок на берег, 19 подъемов на вершины, 3 похода по ледникам. Максимильян Пресняков принял участие во втором из трех этапов экспедиции, он работал с группой в течение двенадцати дней.
«Раньше в состав экспедиций обязательно включались профессиональные художники, - рассказывает Максимильян, - пока фотоаппараты не вошли в массовую культуру. Это - классическая традиция российской школы путешественников».
Спектр обязанностей художников в те времена был весьма широк: они выполняли иллюстрации к научным отчетам, зарисовывали открытия и находки, изображали флору и фауну новых земель, а также хронологию событий жизни экспедиции. С появлением фотоаппаратов многие задачи упростились, теперь зарисовки художника являются лишь дополнением к научному отчету, дневникам членов экспедиции, или отснятому фото и видеоматериалу. Но, тем не менее, в работе исследовательских групп нередко принимают участие профессиональные художники. Для чего это нужно?
Сам Максимильян Пресняков видит работу художника в исследовательской команде так: «Если фото передает моментальность, единовременность какого-либо изображения, то художник в своей работе совмещает динамический и статический взгляд. Он акцентирует внимание на деталях, фрагментах, которые несут помимо информации – впечатление, образ... За счет этого художественные работы могут дополнить, обогатить, расширить впечатление о путешествии, которое мы получаем, просматривая обычные фотографии».
Действительно, в живых пейзажных зарисовках Максимилиана можно увидеть, насколько чист и прозрачен воздух, как тонок силуэт гор, просматривающихся через многие километры, освещенный лиловыми лучами низкого полярного солнца морской берег, сползающие во фьорды ледники... Это – не результат работы с фото-фильтрами, а запечатленные эмоции, пропущенные художником через себя.
Еще одна ценность полотен состоит в их абсолютной достоверности. Все этюды и зарисовки имеют подписи, по которым можно определить географическое место их создания. Здесь представлены работы, которые создавались непосредственно во время путешествия: написанные в Логиере, административном посёлке архипелага Шпицберген, на палубе яхты Пролифик, при высадках на острова. А так же четыре живописных холста и три сюжетных чёрно-белых графических листа, выполненных художником уже в мастерской по мотивам собранного материала.
Для Максимильяна Преснякова экспедиция «Полярная дуга. Шпицберген - 2014» – не единственная выездная работа. В качестве художника он принимал участие в экспедиции Рязанского музея путешественников «Герои земли Рязанской» по следам путешествий П.П. Семенова Тян-Шанского, с восхождением на перевал Джууку в Кыргызстане; участвовал в реконструкции Музея Дикой Природы в Окском государственном заповеднике. М.Пресняков работает в живописной графике, является автором учебных пособий, популярных и научных книг по вопросам искусства. Его работы представлены на более чем 250 выставках, из которых 41 – персональные.
Текст и фото - Татьяна Хлуденева. |