Экспедиция «Полярная дуга. Шпицберген – 2014» во главе с Михаилом Малаховым находится на завершающем этапе исследований. 19 августа Михаил Георгиевич связался с Рязанью по спутниковому телефону и рассказал:
«Наша экспедиция на Шпицберген вступила в решающую фазу. Мы сделали очень большое дело. Может быть, это звучит нескромно, но мы испытываем большое удовлетворение. Нам удалось завершить важный этап – обследование всех сигналов, которые были поставлены и с которых были проведены наблюдения российскими исследователями более ста лет назад.
Это была непростая работа, и полтора десятка вершин, связанных с историей той знаменитой экспедицией, состоявшейся на рубеже XIX-XX столетий, нам удалось посетить, посмотреть, и своими глазами убедиться, какая большая самоотверженная работа была проведена нашими соотечественниками. Правда, нам работа далась непросто. Пришлось пройти через трудности и испытания.
Прежде всего – это обследование горы, которая носит имя одного из руководителей исследования Дуги меридиана Свальбард, Оскара Баклунда. Она расположена почти в 30 километрах от побережья, и просто так, в течение одного дня, до нее дойти невозможно. Поэтому группа из 5 человек во главе с Михаилом Малаховым-младшим и в составе Алексея Малахова, Максима Трубникова, Александра Бреева, и представителя Ярославского отделения Русского географического общества Эмина Добарджича предприняла отчаянную по своей дерзости попытку. Они решили дойти до этой горы в автономном режиме, подняться на вершину, найти сигнал или то, что от него осталось, а затем вернуться на судно. В это время основная часть нашей экспедиции провела смену экипажа. В наши ряды влились новые, но опытные участники. Это Лев Сафонов и его сын Никита Сафонов, Олег Наумов, наш друг из Анкориджа Питер Рихтер, который нам раньше помогал в организации экспедиции по исследованию наследия Русской Америки на Аляске и Алеутских островах. Присоединился к нам также студент географического факультета МГУ Михаил Другов, и еще одна семейная пара – Юлия и Анна Воробьевы, мама и дочь. Элемент преемственности поколений в проектах по местам географической славы россиян у нас продолжается.
Группа, обследовавшая гору Баклунд, одолела тяжелую и опасную дорогу. Сегодня мы встретили ребят – мокрых, уставших, голодных, поскольку продукты у них заканчивались, они взяли с собой продуктов всего на есть дней. Но все они были совершенно счастливы: им удалось сделать то, что планировалось, и успешно вернуться на наше экспедиционное судно.
А нашей другой части экспедиции пока удалось поставить очень красивую точку – подняться к пропущенному во время второго этапа сигналу на горе Хедгехог, что на русском языке означает «Ежик». Действительно, гора казалась «колючей», и не с первого раза мы смогли найти правильную дорогу на вершину. А когда поднялись на высоту в 600 с лишним метров, то ужаснулись: некогда поставленный над обрывом сигнал рухнул, и лишь примерно треть некогда трехметрового сооружения осталась на самом краю. Но самое главное – в 5 метрах к западу от остатков сигнала нам удалось обнаружить еще один «привет» от астронома Александра Васильева и унтер-офицера Дмитриева – каменную плиту, на которой выбиты буквы: «Русское градусное измерение, 1900 год». Это очень большая удача. Здесь же нашелся и центр исследований.
Таким образом, три таблички ставили здесь тогда русские исследователи, и все три удалось нам обнаружить, и все три в хорошем состоянии. Хотелось, чтобы память об этой экспедиции также осталась, не исчезла с годами.
А мы продолжаем свой проект и сейчас приближаемся к достаточно опасному проливу между островами Западный Шпицберген и Баренц. Здесь всегда есть течение, скорость которого достигает 7-8 узлов, то есть 9 миль в час, которое может доставить неприятности любому судну, в том числе и нашей яхте. Достаточно сказать, что наша крейсерская скорость составляет как раз 7-8 узлов при максимальной мощности двигателя, то есть при встречном течении пролив можно просто не пройти, а если еще пролив будет забит льдами, придется ждать.
А ждать нам некогда: время летит быстро, солнце ночью уже подходит к горизонту, полярный день заканчивается. С другой стороны пролива нас ждет не менее интересная историческая часть экспедиции, в основном связанная с работой шведских исследователей, принимавших участие в знаменитой экспедиции 1898-1902 годов.
Шпицберген, Сторфьорд, Михаил Малахов».
|